Сферические панорамы

Сферические панорамы

Похожие статьи

Создание сферической панорамы в фотошоп

Создание сферической панорамы в фотошоп

Видели ли вы когда-нибудь картинки, на которых заснята природа или городской пейзаж, которые представлены в виде шара и похожи на маленькую планету? Это сферические панорамы. Такого эффекта достаточно легко можно добиться стандартными средствами программы Adobe Photoshop.

Штатив для вашего фотоаппарата

Штатив для вашего фотоаппарата

Еще полтора века назад штатив являлся необходимым аксессуаром для фотосъемки из-за конструктивных особенностей камер и процесса съемки. Пластины имели очень маленькую светочувствительность. поэтому выдержка достигала одного часа. Именно из-за этого снимать без штатива было невозможно.

Как выбрать штатив

Как выбрать штатив

Если вы серьезно увлекаетесь фотографией, рано или поздно перед вами встанет необходимость покупки штатива

Как уменьшить дрожание камеры — 6 техник

Как уменьшить дрожание камеры — 6 техник

В данной статье фотограф Натали откроет вам 6 способов держать объектив так, чтобы избежать размытости кадров, вызванной использованием малых значений диафрагмы и большими выдержками

Sfericheskie_panoramy

Я ранее много писал о панорамах, в том числе, и цилиндрических с охватом в 360 градусов, а вот до сферических, снятых объективом «Круговой рыбий глаз», руки не доходили.

Объектив Пеленг появился у меня в 2001 году. Но тогда у меня не было полноформатной цифровой камеры, а для Canon EOS D30 он был скорее диагональным, чем круговым. В дальнейшем появилась и полноразмерная камера Canon EOS 5D, и я научился получать круговое изображение с помощью этого объектива и на меньших матрицах (см. статьи «Рыбьи глаза и компактные камеры», «Panasonic Lumix G1» и «Panasonic Lumix GF1»). Использование объектива типа Круговой рыбий глаз позволяет предельно упростить и ускорить процесс съемки. Однако предельный случай – сшивка панорамы из двух кадров – дает весьма посредственный результат в точках стыковки, поскольку разрешение у этого объектива к краям сильно падает, даже если он используется с полноразмерной камерой. Поэтому я предлагаю делать 3 или даже 4 снимка. В случае 4 снимков объектив Круговой рыбий глаз в отличие от диагонального дает нам существенно большее перекрытие двух кадров и, соответственно, удобство при сшивке. Еще более важным для качественной сшивки, особенно если вы снимаете объект с передним планом, является вращение аппарата вокруг точки не вызывающей параллакса. Для этого объектива эта точка практически совпадает с передней линзой. Поэтому стандартные панорамные штативные головки не очень удобны, они неизбежно попадают в кадр. О штативных головках, предназначенных для съемки панорам нормальными объективами, я писал в статьях: «Устройство для съемки панорам с рук», «Съемка очень больших фотографий», «Canon Power Shot A650IS». Изготовлению специализированной штативной головки и быстрой съемке и сшивке сферических панорам и посвящена данная статья. Однако, прежде небольшое отступление, не касающееся техники, а юридического скандала, оказавшего существенное влияние на публикацию статей на эту тему в сети.

Я не знаю, в какой степени содержание этой статьи вступает в противоречие с законодательством отдельных стран. Поскольку существуют государства, в которых, похоже, можно запатентовать и идею вечного двигателя, причем таким образом, что независимо от того, как он будет устроен, все деньги от его эксплуатации получат авторы идеи. Я не знаю, чем закончилась история с патентами фирмы IPIX, подробную статью с ситуацией на 2004 год на русском языке можно найти на сайте Панорамный мир. Фирма вроде бы сменила владельца и даже обанкротилась, однако сайт ее по-прежнему присутствует в сети. Было сообщение, что в 2006 году патенты IPIX куплены фирмой SONY, однако я не видел комментариев SONY о том, как она собирается распоряжаться своим приобретением. Насколько я смог понять из машинного перевода патентов и комментариев экспертов в сети, они считают своим изобретением любое преобразование снимков, снятых объективом Круговой рыбий глаз. Однако, преобразование  в прямолинейную проекцию осуществлял еще в 1924 году Робин Хилл, автор первого объектива с углом зрения 180 градусов, проецируя снятое им изображение на купол планетария. Математика же подобных преобразований восходит, как минимум, ко временам Меркатора (1512- 1594 г.). Поэтому все современные инженерные решения по работе с объективами Круговой рыбий глаз будут очень похожими и отличаться только деталями, которые в патентах IPIX не уточняются. Идея же, что использование ЭВМ для проведения расчетов содержит некую новизну, достойную патентования, на мой взгляд, противоречит самому названию - вычислительная машина.

Предполагается, что при панорамной съемке основная роль штатива это зафиксировать ось вращения, сотрясения же роли не играют, поскольку света достаточно и выдержка короткая. Я решил сделать систему для съемки сферических панорам на базе камеры Canon EOS 5D. И поскольку все равно предстояли большие токарные работы, то решил, учитывая прежний опыт, слегка усовершенствовать и оправу объектива. До этого я использовал объектив «МС Пеленг» 3,5/8А производства Белорусского ГП «ММЗ им. С.И.Вавилова» с резьбой М42 и переходным кольцом М42 - Canon EOS фирмы Поиск-Фото. Подробные фотографии элементов данной конструкции есть в моей статье «Рыбьи глаза». Оказалось, что при фокусировке на бесконечность зеркало задевает за оправу фильтра. У этого объектива фильтры крепятся сзади, если никакой фильтр не нужен, то вместо него устанавливается просто прозрачное стекло. Край этого стекла пришлось подпилить на алмазном круге, что увеличило рассеяние от кромки и создало повод для лишних бликов. Конструктивно оправа объектива Пеленг имеет съемное кольцо с резьбой М42 или в варианте 2001 года с байонетом «Н» (Nikon F). Последнее время я видел эти объективы и с байонетом Canon. Причем в тех объективах, которые я видел, фильтр сохранен. Я же решил фильтр снять, а кольцо сделать чуть тоньше, чтобы объектив находился ближе к плоскости пленки (матрицы). Вообще говоря, плоскопараллельная пластина, расположенная после объектива, увеличивает его рабочий отрезок. Но если рассматривать расстояние от задней линзы до матрицы, то подобная конструкция может его и уменьшить. Во-первых, добавляется зазор между линзой и пластинкой, который трудно сделать бесконечно малым, во-вторых, оправа стекла и, наконец, линза выпуклая, и минимальная дистанция будет по центру,  в то время как зеркало при вращении максимально приближается к объективу ближе к краю, где в силу кривизны линзы дистанция уже больше. Как оказалось, в конструкции без плоскопараллельной пластины объектив, даже будучи сдвинутым ближе к пленке, при фокусировке на бесконечность за зеркало не задевает.

Sfericheskie_panoramy

Простейший способ обеспечить правильную ось вращения – это накинуть на объектив веревочную петлю, к свободному концу которой привязана гайка. Разместив гайку над выбоиной в асфальте и следя, чтобы она не смещалась, можно сделать несколько кадров, поворачивая аппарат относительно точки центра перспективы объектива. Однако на практике оказалось, что следить за болтающейся гайкой дело утомительное, и появилась идея воспользоваться моноподом. Причем сейчас появились мопоноды с маленькими откидными ножками, которые, конечно, никакой устойчивости камере не обеспечивают, но зато позволяют самому моноподу стоять и не падать. Поскольку подходящих моноподов и с удовлетворяющей меня штативной головкой в магазинах я не видел, имеющиеся все равно пришлось бы переделывать, то я решил воспользоваться остатками былой роскоши. Был взят советский настольный штатив, ножки у которого были заменены на более длинные, а корпус удлинен, чтобы в сложенном состоянии они в него входили. На мой взгляд, получившаяся конструкция в своем изначальном качестве настольного штатива более удобна при использовании с зеркальными камерами, чем оригинал.

Sfericheskie_panoramy

К нему был прикручен двухсекционный поясной, опять же советский, монопод. Сверху к нему вместо штативной головки был прикручен специально выточенный штырь диаметром 10 мм. К камере была прикручена штанга, имевшая дырку диаметром 10 мм, расположенную под передней линзой объектива. Если рельеф местности не требует поднимать камеру над поверхностью, то можно обойтись и без монопода, прикрутив штырь прямо к штативу.

Sfericheskie_panoramy
Sfericheskie_panoramy
Sfericheskie_panoramy
Sfericheskie_panoramy
Крепление оси на настольный штатив
Sfericheskie_panoramy

Изготовленные детали конструкции и двухсекционный поясной монопод
Sfericheskie_panoramy

Изготовленные детали конструкции
Sfericheskie_panoramy

Штативная головка в сборе. Фиксирующий винт расположен под углом, чтобы случайно не оказаться в кадре.

Для того, чтобы можно было использовать камеру, как с рукояткой, так и без, была предусмотрена возможность подвижки рейки относительно камеры. Штативное гнездо рукоятки чуть сдвинуто относительно центра объектива, поэтому в этом случае рейку надо закреплять под углом, так, чтобы дырка оказалась под точкой центра перспективы объектива.  Как это все выглядит в сборе и в разборе, видно из приведенных фотографий.

Sfericheskie_panoramy
Sfericheskie_panoramy

Процесс съемки выглядит следующим образом. Выходим на точку и ставим монопод. Достаем камеру и одним движением надеваем ее на штырь. Если предполагается в дальнейшем использовать для обработки файлы в формате JPEG, то обязательно выключаем автоматический баланс белого и устанавливаем фиксированный. Обычно можно снимать в режиме приоритета диафрагмы, но при сложных условиях освещения надежнее зафиксировать и выдержку. Снимаем первый кадр. А лучше установить экспозиционную вилку и делать сразу 3 снимка. При охвате 180 градиенты освещенности очень велики. Далее делаем шаг и, не глядя в камеру, делаем следующие 3 снимка, и еще один шаг и следующие 3 снимка. При таком охвате смотреть в видоискатель совершенно не обязательно. Но если очень хочется, то можно установить угловой видоискатель. Тогда можно всего лишь наклониться, а не приседать, чтобы заглянуть в видоискатель. Главное, не забыть, когда нажимаете кнопку, отступить подальше от камер, а то вы сами попадете в кадр. Таким образом, буквально за 10 секунд можно снять круговую панораму. Если над головой у вас не небо, а расписной потолок, то стоит сделать дополнительный снимок, направив камеру вертикально вверх. А если пол мозаичный то и снимок вниз.

Для сшивки я предлагаю использовать программу hugin, поскольку она позволяет получить на выходе HDR фотографию и полностью сохранить весь динамический диапазон для доводки уже склеенной панорамы. Если делать серию снимков с экспозиционной вилкой, то вполне достаточно снимков в формате JPEG, если же делать только один снимок в каждом направлении, то для получения максимального качества стоит снимать в RAW, при обработке исправлять хроматические аберрации и записывать результат в 16-битном файле TIFF. Вне круга зрения черную область кадра следует сделать прозрачной. Это можно сделать, перейдя на вкладку «Кадрирование» программы hugin.

Sfericheskie_panoramy

А можно это сделать и в графическом редакторе (я использовал Cinepaint). Для этого выделяем круг с изображением, инвертируем выделение, добавляем альфа-канал и делаем область вне круга прозрачной. Это более долгий путь, чем если воспользоваться вкладкой «Кадрирование» в hugin, но он позволяет сделать заодно и прозрачными блики, если они попали в кадр. Впрочем, не менее эффективно с бликами можно бороться и отметив галочкой на вкладке «Сшиватель» программы hugin перепроецированные снимки. Тогда после сшивки панорамы можно в графическом редакторе добавить к готовой панораме слои с исходными перепроецированными снимками и наложить фрагменты без бликов. Аналогичным образом можно бороться и с «духами» перемещающихся во время съемки людей.

Для ускорения процесса и получения более качественного результата стоит сделать одну панораму в стационарных условиях с максимальной аккуратностью. Расставить максимальное количество контрольных точек и запустить полную оптимизацию, выбрав параметр «Всё». После этого перейти на вкладку «Камера и объектив» и сохранить параметры объектива для последующего использования. В дальнейшем это позволяет использовать минимальное количество контрольных точек и оптимизацию только по позиции с удовлетворительным результатом. Это может дать значительную экономию времени, поскольку автоматическая расстановка контрольных точек с помощью Autopano-SIFT-C для этого объектива в не работает. То ли из-за сложности, то ли из-за возможных патентных дрязг.

Для последующего просмотра я сохраняю панораму в эквидистантной проекции. В этом случае в силу сильной растянутости трудно ретушировать дырку в зените и ноги штатива в надире. Для удобства ретуши можно воспользоваться пакетом Panotools-Script и преобразовать в кубическую проекцию и без проблем отретушировать верхний и нижний квадраты. Для этого запускаем скрипт «erect2cubic»:

erect2cubic --erect=panorama.tif --ptofile=cube_project.pto

Получаем на выходе файл cube_project.pto. Это файл настроек hugin для преобразования из эквидистантной в кубическую проекцию с помощью программы «nona». Далее запускаем с нижеприведенными параметрами:

nona -o cube_prefix cube_project.pto
Sfericheskie_panoramy
Панорама в эквидистантной проекции
Sfericheskie_panoramy
Sfericheskie_panoramy
Sfericheskie_panoramy
Sfericheskie_panoramy
Sfericheskie_panoramy
Sfericheskie_panoramy
Панорама в кубической проекции

Программа просмотра Panini позволяет использовать и ту и другую проекции для просмотра, а для представления через PTViewer Хельмута Дерша (H. Dersch) кубическую проекции надо снова преобразовать в эквидистантную. Это можно сделать с помощью программы «cubic2erect» из уже упоминавшегося пакета Panotools-Script.

cubic2erect front.tif right.tif back.tif left.tif up.tif down.tif equirectangular.tif

Ниже приведены ссылки на несколько сферических панорам, снятых в течение одной прогулки по Москве. Для представления панорам используется  PTViewer.  Для экономии трафика представленные панорамы имеют половинный размер от полученного в результате сшивки. Панорамы в эквидистантной проекции можно скачать и просматривать на локальной машине с помощью программы Panini. Среди многих любопытных возможностей данной программы мне особо нравится плавно менять проекцию движением мыши по картинке от прямолинейной до рыбьего глаза.

Sfericheskie_panoramy


Источник: ixbt.com