Кадрирование фотографий

Кадрирование фотографий

Похожие статьи

Кадрирование, как неотъемлемый процесс фотосъемки съемки

Кадрирование, как неотъемлемый процесс фотосъемки съемки

Кадрирование является процессом выбора ракурса съемки и масштаба захвата будущего изображения. Самое главное при кадрировании - это акцентировать внимание на нужных деталях.

Советы по кадрированию портрета при съемке

Советы по кадрированию портрета при съемке

Обычно те, кто только начинает заниматься фотографией, совсем недавно взял в руки фотоаппарат, идут на поводу у своего собственного подсознания. Работают, как принято говорить, на вдохновении. И в итоге порой получают достаточно нелепые снимки, на которых у человека краем кадра обрезаны руки, ступни, края лица…

Глубина в фотографии

Глубина в фотографии

Для того, чтобы добавить снимкам глубину и ощущение пространства, нужно пользоваться специальными приёмами. Речь пойдет о перспективе, использовании глубины резкости и различных вариантах кадрирования.

Использование плотного кадрирования в кадре

Использование плотного кадрирования в кадре

Благодаря кадрированию можно добиться того, что снимок будет обладать некой бесконечностью, которой на самом деле может и не быть. Например, ниже на снимке видно поле тюльпанов, оно сфотографировано таким образом, что может показаться, что оно абсолютно бесконечно

Многие начинающие фотографы совершенно не заботятся о кадрировании. Что же это такое – кадрирование, зачем оно нужно? Вот об этом сегодня и поговорим.

Kadrirovanie_fotografiy

Прежде всего, кадрирование – это уточнение границ кадра. А соотношение границ кадра называется его форматом. Формат может быть самым разным, это зависит и от творческого замысла автора, и от конкретного сюжета и от многого другого. Два главных формата, утвердившихся в фотографии -  вертикальный и горизонтальный. Реже можно встретить квадратный формат, еще реже круглый или овальный. Вписывание сюжета в нестандартный формат  делается  в процессе обработки, но задумываться о композиции такого кадра  нужно уже при съемке.

Границы кадра, если композиционное решение принято правильно, должны ограничивать самое важное, находящееся в снимаемом пространстве. Если это возможно, из этого пространства необходимо исключить все детали, которые не работают на сюжет, которые будут отвлекать зрителя при рассматривании фотографии от того главного, что  на ней изображено. При этом нужно учитывать не только сам характер сюжета или объекта, который вы снимаете, но и его положение в пространстве, его пропорции. Важна тут и точка съемки. Учитывая всё это, фотограф и должен распределять «материал» кадра и по плоскости, и по глубине.

Kadrirovanie_fotografiy

Зачастую неопытные фотографы снимают всё подряд, не задумываясь, механически нажимают на кнопку спуска. Выбирать кадр нужно осознанно. Никогда не забывайте о направлении съёмки, крупности плана, освещенности объекта и расстояния до него, о цветовой гамме.  Не забывайте главное:  чтобы создать хороший снимок, который можно было бы назвать произведением искусства, нужно знать и правильно применять основные законы композиции построения изображения на плоскости. Но и тут бывают исключения. Иногда спонтанно сделанный снимок производит на зрителя неизгладимое впечатление. Но такое бывает лишь при съемке чего-то необычного, потрясающего, на снимке, где главную роль играет собственно  событие (например, какая-нибудь катастрофа, пожар, ДТП, смешное падение артиста на сцене).

Kadrirovanie_fotografiy

Объекты, имеющие относительно небольшой размер по высоте  и значительный по протяженности по горизонтали, лучше снимать на вертикальный формат. Объекты подобного рода хорошо заполняют собой плоскость кадра вертикального формата. У фотографа появляется возможность включить в его границы те предметы обстановки, которые окружают объект, который является основным. Всё это делает фотографию полнее, убедительнее, обогащает снимок.  В вертикальном формате часто снимают портреты, высокие здания, букеты цветов в вазе… А вот горизонтальный формат, в противоположность вертикальному, дает возможность охватить гораздо большее пространство. Именно поэтому просторы природы, виды городов, интерьеры различных зданий    принято подавать зрителю в горизонтальном формате.

Довольно редко встречается квадратный формат. Его нужно применять в случаях, когда пространства с такими пропорциями фотографу хватает, чтобы правильно выстроить композицию кадра, чтобы разместить на его площади все необходимые детали. Если у вас нет никакого основания для увеличения высоты или ширины кадра, построения композиции в другом ключе, смело снимайте на квадрат. Но помните: если уж вы выбрали квадрат, то должны понимать, что в этом конкретном случае, именно в этом снимке, применение горизонтального или вертикального формата приведет к нарушению естественного соотношения главного объекта и окружающих его деталей.

Kadrirovanie_fotografiy

Любой формат должен помогать, а не мешать  зрителю понять содержание кадра, проникнуться настроением, которое отражает фотография.  Когда вы определяете формат снимка, работаете с границами кадра,  не забывайте одно из главных правил. В направлении движения, жеста, взгляда, поворота головы нужно оставлять некоторое свободное пространство. Это придает композиции снимка динамичность, делает его более живым, естественным.  Эта пустота, возможно даже и довольно обширная,  не будет нарушать равновесие композиции, не будет вызывать  ощущения незаполненности пространства. Как раз наоборот: ваш снимок приобретет законченность и уравновешенность.

Если вы снимаете движущийся объект, никогда не обрезайте кадр так, чтобы этот объект был очень близко к его границе, которая расположена по ходу движения.  Такая компоновка вызывает у зрителя весьма неприятное ощущение. Напрочь исчезает динамика,  возникает иллюзия торможения, объект как бы неестественно замирает на месте, а не движется. Точно так же плохо выглядит и фотография, на которой большое пространство сзади движущегося объекта. Тут еще и равновесие кадра нарушается. Никогда не забывайте об этих правилах при съемке движущихся объектов! Но и тут невозможно без исключений. Нарушение законов композиции, и не только в подобных случаях (съемке движущихся объектов), всегда возможно, но оправдано бывает очень редко. Разве что при съемке какого-нибудь необычного сюжета, который требует особого творческого подхода автора.

Kadrirovanie_fotografiy

Тщательно подходите в выборе формата и построении композиции кадра  и при съемке портрета. Тут особое внимание нужно уделить выбору оптимального размера пространства над головой портретируемого человека. Если оно, это пространство, чрезмерно мало, то композиционным и зрительным центром портрета становится не то, что нам нужно – лицо, а то что нам совсем не нужно: второстепенные детали одежды, например, или невыгодно показанные особенности фигуры... Да плюс ко всему, создается впечатление, что голова  человека как бы упирается в потолок, который в этом случае олицетворяется с верхней границей кадра.

Но и чрезмерно большое пространство над головой портретируемого пагубно влияет на композицию. Дело в том, что в этом случае  в кадре нарушается равновесие. Главное в портрете -  лицо человека, сюжетный центр всей композиции - в таком случае будет находиться ниже зрительного центра снимка. А это и создает иллюзию неустойчивости изображения, тяготение его вниз. При сближении границ кадра – неважно, вертикальных или горизонтальных, зрительское внимание акцентируется на тех объектах, которые находятся в центре, что подчеркивает их значимость и  важность.  Если же границы расширяются – то появляется ощущение простора, свободы, легкости. Например, подчеркнуть высоту колокольни, которую вы снимаете,  можно сузив ширину кадра и удлинив его по вертикали.

Kadrirovanie_fotografiy

Сегодня возможности компьютерных программ позволяют значительно расширить творческие возможности автора, дают огромный простор для полета его фантазии. С их помощью можно очень серьезно изменить фотографическое изображение. Но возможности этой компьютерной обработки не нужно излишне переоценивать. Не забывайте, что основа фотографии, которая интересна для зрителей, закладывается именно при съемке. А вся последующая его обработка служит главным образом для совершенствования уже снятого.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

Часто задаваемые вопросы

Кадрирование – это уточнение границ кадра, которое зависит от творческого замысла автора и конкретного сюжета. Форматы кадрирования могут быть вертикальными, горизонтальными, квадратными и реже круглыми или овальными.
Выбор формата зависит от характеристик объекта и сюжета. Вертикальный формат лучше подходит для объектов с небольшой высотой и большой протяженностью, таких как портреты или высокие здания. Горизонтальный формат охватывает больше пространства, что хорошо для природных ландшафтов и интерьеров.
При кадрировании необходимо исключать детали, которые отвлекают от главного сюжета. Границы кадра должны ограничивать самое важное, учитывая положение и пропорции объекта, а также точку съемки.
При кадрировании следует оставлять пространство в направлении движения или взгляда объекта. Это добавляет динамичность снимку и помогает избежать ощущения замедления движения, создавая баланс и завершенность композиции.
При съемке портрета важно обратить внимание на пространство над головой. Если его слишком мало, внимание зрителя может отвлечься на второстепенные детали. Если слишком много – может возникнуть впечатление неустойчивости изображения.
Компьютерные программы расширяют творческие возможности фотографа. Однако не следует переоценивать их значимость, так как основа интересной фотографии закладывается во время съемки, а обработка служит лишь для ее совершенствования.
Да, иногда спонтанные снимки могут произвести неизгладимое впечатление, особенно если они запечатлевают необычные или потрясающие события. Тем не менее, для создания качественного искусства важно знать и применять основные законы композиции.