Что такое ракурс съемки? Под этим понятием подразумевают положение фотографа относительно объекта съемки. Изменение ракурса позволяет, оперируя перспективой и площадью покрытия кадра вносить или исключать из кадра определенные объекты. Изменение ракурса часто влияет на то, как объект выглядит.
Долгие годы фотографы использовали такой же ракурс съемки, как и художники. Высоту положения камеры обычно определял рост фотографа или высота штатива. Эксперименты и вольное использование нестандартных ракурсов никто не практиковал до тех пор, пока фотограф из Франции Надар выполнил фотосъемку Парижа, поднявшись над городом на воздушном шаре. Его не поняли, высмеяв такой подход к фотографии. Художник Домье создал карикатуру с сообщением, что Надар поднял фотографию на высоту подлинного искусства. Спустя годы это саркастическое и насмешливое выражение стало отражением истины, так как подобный нестандартный подход многим пришелся по вкусу и фотографы начали экспериментировать с ракурсом.
Длиннофокусные объективы создают не слишком большие искажения перспективы. Короткофокусный же объектив делает перспективные искажения более сильными. Чтобы получить необычный снимок, задумайтесь, как бы вы хотели сфотографировать объект съемки, а потом сильно сместитесь в сторону, вверх или вниз. Снимок будет интересным, если вы сфотографируете объект с такого ракурса, с которого на него еще никто не смотрел. К примеру, люди все примерно одного роста. Для многих будет не совсем обычно смотреть на людей сверху или снизу. Памятники и прочие достопримечательности обычно фотографируют с исхоженных туристических мест. Подумайте, откуда можно сфотографировать достопримечательность, чтобы получить необычный вид. Это может быть крыша стоящего неподалеку здания, съемка с вертолета и т.д.
Нижний или верхний ракурс съемки изменяет настроение в кадре. Снимая людей снизу, вы преувеличиваете их силу и влияние. Люди кажутся высокими. Снимая сверху, вы наоборот выделяете большую приземленность человека, но при этом, если снимать не слишком высоко, изменением ракурса можно лишь подчеркнуть определенные части кадра, а не менять в корне настроение снимка.
Верхний ракурс также позволяет передать большое пространство. Снимая портреты с верхнего и нижнего ракурса, стоит помнить о перспективных искажениях. Лица людей и пропорции их тел не всегда красиво смотрятся при съемке снизу или свысока.
В построении есть еще одно правило. Если вы находитесь перед объектом съемки и фотографируете его "в лоб", то снимок получится плоским. Это часто используется в архитектурной фотографии. Объекты, снятые под прямым углом, плохо передают объем на снимке, поэтому, если вы хотите получить глубокий снимок, то стоит поискать другой ракурс.