Фотография – процесс творческий, соответственно никаких четких правил, отступать от которых нельзя ни при каких условиях, здесь быть не может. Это касается и вопроса о месторасположении линии горизонта на снимке. Несмотря на растиражированное во многих источниках мнение о том, что наилучшее положение горизонта – треть от края кадра, а наихудшее – его центр, положение выбирают, исходя, в первую очередь, из соображений наилучшей композиции и личных предпочтений фотографа.
Линия горизонта – важный элемент снимка, ведь выбранная удачно, она не привлечет к себе внимания, а неверное ее положение отвлечет внимание от действительно важных элементов фото, зачастую погубив задумку автора. Существуют несколько советов, которые помогут начинающим определить, какое положение горизонта сделает снимок наиболее выигрышным.
Низкий горизонт
Такое положение линии горизонта делает верхнюю его часть доминирующей, а потому в ней должно быть что-то, что прикует к себе внимание зрителя. Это может быть красочный закат, или причудливая форма облака. Однако стоит быть осторожным, делая небо центром композиции в случае, когда ничего заслуживающего внимания на нем нет.
Высокий горизонт
Положение линии горизонта, противоположное описанному выше. Разместив подобным образом горизонт, фотограф хочет подчеркнуть какие-то объекты на перднем плане, несущие смысловую нагрузку снимка. Небо в таком случае будет лишь достойным завершением фото.
Как в первом, так и во втором случаях, при последующей обработке снимков следует помнить об искажении близких к краю кадра вертикальных линий на снимках и исправлять его. Как правило, откорректировать выгнутые к центру, либо выходящие за края линии не представляет труда.
Горизонт в центре кадра
Выбрав для себя такое местоположение линии горизонта, следует быть предельно осторожным, ведь даже небольшое смещение в ту или иную сторону создаст у зрителя впечатление дисбаланса композиции на фото. Потому необходимо следить за размещением горизонта на этапе ретуширования фотографий, аккуратно выверяя его, чтобы ни одна часть фотографии не «перевешивала» другую. Наиболее выигрышным станет центральное расположение линии горизонта на фото с отражением. Тем более, что на последних нетрудно определить баланс между частями снимка.
Снимок будет более целостным, если какие-то объекты будут прерывать линию горизонта, как бы строя связь между верхней и нижней частями фото.
Без горизонта
Ну и наконец, стоит упомянуть о ситуации, когда пустое небо не добавит в композицию снимка ничего, кроме лишних утяжеляющих его линий. Стоит ли в таком случае помещать его в кадр, когда лучше сосредоточить внимание зрителя на деталях пейзажа? Ответ очевиден.