Возможно ли фотографу научиться чувствовать композицию

Возможно ли фотографу научиться композиции? Многие считают, что конечно же возможно. Но вот известный фотограф Ed Leys (смотрите его работы на California Light and Structure) считает как раз наоборот -  невозможно.  И даже больше того – не нужно вообще. По его мнению, обучение композиции накладывает излишние искусственно созданные ограничения на творческий процесс, происходящий во время работы фотографа. Это «обучение», говорит мастер, в худшем своем проявлении способно даже задушить огонь и видение гения, что сделает наш мир намного беднее. Мы думаем, что в некотором роде с ним можно согласиться. Но не совсем. И вот почему.

Vozmozhno_li_fotografu_nauchitsya_chuvstvovat_kompozitsiyu

Vozmozhno_li_fotografu_nauchitsya_chuvstvovat_kompozitsiyu

Дилемма тут вот в чем. Как нам кажется, способа «обучения композиции» в принципе нет. Это невозможно сделать осмысленно, без ограничения правилами и рамками. А в этих рамках и правилах очень легко запутаться и никогда из них не вылезти, приняв за стандарт, за само совершенство. У тех, кто постигает эти правила, законы композиции, неминуемо произойдет изменение видения мира, изменение фотографий. И ещё это может отвлечь от индивидуального взгляда в фотографическом творчестве. Таким образом, можно сказать, что факт остается фактом: фотография, созданная по всем законам композиции, так и остается созданной «по учебнику». И интересная ли она, привлекает ли она внимание зрителя, вызывает ли у него те или иные эмоции – к этому никоим образом не относится.

Vozmozhno_li_fotografu_nauchitsya_chuvstvovat_kompozitsiyu

Vozmozhno_li_fotografu_nauchitsya_chuvstvovat_kompozitsiyu

Фотографии есть множество людей, которые имеют поистине великий талант – внутреннее горение, проявляющее себя в потребности работы весьма и весьма индивидуальные и порой даже провидческие. Но никто из этих мастеров не справился бы с задачей выразить свое видение на фотографии, не изучив ремесла. В определенный период  своей жизни все фотохудожники проходили это изучение ремесла, эти «книжные рамки». И это, несомненно, всегда очень полезно. Хотя бы только потому, что изучив эти «книжные рамки», потом можно будет восстать на них и полностью их сломать…Как считают многие мастера фотографии и теоретики фотоискусства, настоящее художественное видение  - структура достаточно хрупкая. Но, с другой стороны – оно является поистине огнем, который может прожечь всё: и камень, и сталь, только лишь для того, чтобы выразить себя. Посмотрите хотя бы на развитие творчества Пикассо. Когда Пабло было всего 14 лет, он делал идеальные по композиции академические рисунки, создавал прекрасны живописные работы в академическом стиле. И, нам кажется, вряд ли бы он создал свою знаменитую «Гернику», если бы не прошел ту классическую школу рисунка и живописи.

Так можно ли все же научиться композиции?

Если понимать это в обычном смысле – конечно же, можно.  В основных приемах и законах композиции нет ничего сложного, непонятного и необъяснимого.   Знаменитые правила третЕй, геометрии, направляющих линий, движения, наложения фигуры на фон и многие другие давно изучены и растолкованы теоретиками. Но, как нам кажется, это всё не о том, что нам надо.  Задача всех этих правил совсем даже не в том, что если вы будете ими пользоваться в процессе создания своих фотографий, то они, эти фотографии, станут заметно лучше. Тут дело немножко в другом. Задача этих законов – заставить вас думать «композиционно», дать вам некий грубый, первоначальный набор инструментальных концепций, при помощи которого вы будете впоследствии всю свою жизнь в творчестве подходить к построению композиции своих работ. Знание законов композиции -  это всего лишь толчок к тому, чтобы начать видеть и думать фотографически.

Vozmozhno_li_fotografu_nauchitsya_chuvstvovat_kompozitsiyu

Vozmozhno_li_fotografu_nauchitsya_chuvstvovat_kompozitsiyu

Мы готовы немного рискнуть и дать вам некоторые уроки композиции. Но просим вас постоянно помнить о том, что все эти правила и ограничения, неизбежные во время изучения основ композиции, нужны только лишь непосредственно для целей обучения. Для того, чтобы использовать их как некие своеобразные костыли, до тех пор, пока они вам нужны и полезны. А потом эти костыли, эти подпорки, можно смело выбросить. От того, если вы эти знания будете применять слепо, ваши фотографические работы могут  стать или не стать лучше. Это не прибавит им никакой       художественной ценности. Если при создании  какой -то своей фотографии вы пытаетесь применить в работе правила и законы композиции, но при этом у вас появляется ощущение, что вы делаете что-то неправильно, что лучше сделать всё совсем не так – в таком случае вас можно поздравить. Можно считать, что вы окончили «школу композиции» и теперь уже умеете видеть «композиционно», принимаете активное участие в создании фотографии не по инструкции, а по своим собственным правилам. Это значит, что вы встали на свой путь к поиску своего, неповторимого, эксклюзивного фотографического творческого видения.

Vozmozhno_li_fotografu_nauchitsya_chuvstvovat_kompozitsiyu

Vozmozhno_li_fotografu_nauchitsya_chuvstvovat_kompozitsiyu

Ну вот, теперь, после того, как вы прочитали всё это и считаете, что уроки композиции вам не нужны или вовсе вредны – дальше можете не читать и закрыть эту страничку. Но… Но если вы считаете, если вы чувствуете, что  работаете над своими фотографиями в полной темноте, если вы понимаете, что они не так хороши, как бы вы этого хотели,  и вы не знаете, что в них на самом деле неправильно, тогда вам законы композиции изучать просто необходимо. Мы считаем, что фотография создана для радости, поэтому не нужно относиться ко всему так серьезно. Окунайтесь в нее и получайте удовольствие!

Нажмите ESC чтобы закрыть