С переходом в эпоху цифровой фотографии, при доступности фотокамер и простоте получения готовых снимков понятие фотоснимка с каждым днем девальвируется все больше. Действительно, зачем знать, что такое серебряно-желатиновая печать, как связана светосила объектива с диафрагмой и что лежит в основе идеальной композиции снимка? T&P поговорили с Дэвидом Кинни, куратором курса BA (Hons) Photography в Британской высшей школе дизайна, о том, насколько сейчас престижно быть фотографом, что для этого нужно и как добиться признания профессионального сообщества.
— Чем отличается опыт вашего, британского, обучения от того, который получают ваши студенты?
— Вы знаете, практически ничем. Во времена, когда я был студентом Эдинбургского колледжа искусств (Edinburgh College of Art), мы учились постигать и узнавать что-то в ходе довольно интимного, личного творческого и мыслительного процесса. Мы творили в маленьких мастерских, создавая мини-сообщества по интересам. Сегодня студентам в Великобритании и здесь, в России, такая форма обучения дается непросто. Но все равно мы стараемся всеми силами ее сохранить, ведь основа сегодняшнего британского образования в области дизайна и изобразительного искусства, как и тогда — это, прежде всего, работа в студии. Смысл заключается в том, чтобы в пределах мастерской как можно точнее воссоздать, сымитировать внешнюю реальность. Поэтому я всегда говорю студентам, что они внутри этого небольшого пространства должны жить, становиться частью креативной команды, пробовать различные взаимодействия — все как в большой жизни.
— Нужна ли фотографу специализация?
— Студента невозможно научить абсолютно всему, даже в рамках одной специальности. Наша задача — помочь им отыскать свой путь, ни в коем случае при этом не ограничивая. Многие образовательные программы в Великобритании подразумевают специализацию со второго года обучения. Лично я считаю, что нецелесообразно ограничивать студентов до того, как они успеют попробовать максимум направлений. Цель высшего образования в фотографии — изменить взгляд не столько на предмет изучения, сколько на жизнь в целом. Студенты приходят в школу, имея массу предрассудков и предубеждений, и это может ограничить их кругозор. Мы же стараемся расширить его, предлагая им новые идеи и опыт, а также обучая фундаментальным навыкам фотографии.
— Можете вспомнить самый важный вопрос, который вам когда-либо задавал ученик?
— Еще будучи студентом, я упал с очень высокой лестницы и на несколько часов потерял сознание. С тех пор у меня плохо с памятью. Впрочем, вспоминаю, не так давно один из учеников спросил меня, как справляться со стрессом. Учиться этому так же важно, как и навыкам фотографирования. Современные студенты нередко сталкиваются с этой проблемой, и я как преподаватель отдаю себе отчет в том, что я несу ответственность за их благополучие. Я дал студенту практический совет, исходя из личного опыта.
© Антон Демидов
— Какого рода снимки вас раздражают? К примеру, в газете «Коммерсант» к публикации запрещены снимки людей, принимающих пищу.
— На курсе BA (Hons) Photography есть специальное руководство для студентов, которое составил я. Там есть раздел под названием «Комната 101», по мотивам романа Оруэлла «1984». Нет, вы не подумайте, с пытками он никак не связан, в нем просто перечислены все темы и приемы, которых следует избегать начинающим фотографам. Есть определенный набор стереотипов в фотографиях, которые слишком часто используются, в результате чего работы похожи одна на другую. Список раздела «Комната 101» занимает целый лист формата А4. Среди «проблемных» тем — фотографии животных, друзья и их хобби, спальни, салюты и еще обесцвеченные, монохромные изображения с нарочито цветными элементами. Я не запрещаю брать и изучать перечисленные темы, я лишь хочу, чтобы у студентов для этого были очень веские причины. Мы побуждаем учеников расширять горизонты своего творчества и выходить за пределы работ, которые легко можно найти на таких сайтах, как Flickr.
— Эпоха великих фотографов, таких как Анри Картье-Брессон, похоже, уже позади. Кого из современных фотографов вы считаете великими и почему?
— Спорное утверждение. Я уверен, что искусство фотографии все еще на пике востребованности. Все больше работ выставляется в крупных галереях и все больше зрителей приходит на них посмотреть. По всему миру проводятся сотни фестивалей, за снимки платят внушительные суммы. Например, фото Андреаса Гурски приобрели более чем за четыре миллиона долларов, а работа фотографа-пейзажиста Питера Лика была куплена за 6,5 миллиона долларов. Великие фотографы есть всегда, к тому же границы между фотографией и другими видами искусства стремительно размываются. Например, Эмма Кричли — фотограф, к творчеству которой мы со студентами недавно обращались. Она отличается инновационным подходом.
Кричли получила признание общественности в 2004 году, когда ее работу отобрали для участия в конкурсе на лучший фотопортрет. Премию тогда спонсировала компания Schweppes. Затем ее снимки были выставлены в лондонской Национальной портретной галерее. Ее снимки уникальны, и еще более завораживающими они становятся, когда мы узнаем, что все они сделаны под водой, а некоторые — при лунном свете. Потрясающая работа. Наши студенты черпают вдохновение из работ целого ряда современных фотографов. Перечень их имен можно продолжать очень долго. Также мы обращаемся к творчеству российских фотографов. Например, недавно мы вместе отправились на выставку Аркадия Шайхета и устроили там обсуждение его снимков.
© Антон Демидов
— Можете ли вы, глядя на снимок, определить, кем он был сделан: фотографом-профессионалом или любителем?
— Конечно, многие прекрасные снимки, в том числе сделанные профессионалами, получились случайно. Но в мастерстве фотографа именно намерение, задумка играет ключевую роль. Фотографы делают фото с определенной целью. Именно поэтому фотографии не хранятся в обувной коробке под кроватью или на жестком диске компьютера. Я как преподаватель подчеркнул бы важность технической составляющей изображения. Цифровой век требует от профессиональных фотографов овладевать сложными программами и оборудованием. Очень тяжело выдавать неизменно высокое качество работ, учитывая требования современной индустрии. Эта способность, это умение и определяют профессионализм. К примеру, режимы автофокуса и экспозиции в компактных и встроенных в телефон фотокамерах вполне приемлемы, пока речь не заходит о печати изображений в журнале. Такой снимок нельзя увеличить и разместить в хорошем качестве. При этом на экране почти любая фотография выглядит достойно. Она может иметь разрешение картинки на почтовой марке, но наш мозг выстроит недостающие фрагменты автоматически.
— Вы обучаете студентов обработке изображений, например, в Photoshop?
— Конечно, мы учим навыкам работы с программами для обработки изображений, но это совсем не первичная цель. Наш курс нацелен на то, чтобы раскрыть креативный потенциал студентов. Мы погружаем их в интенсивный творческий процесс, даем возможность создавать поистине инновационные работы. И основа наших учебных принципов — это первичность идей, умение их развивать и превращать в креативные решения. Технические навыки тоже важны, но они, скорее, вторичны.
— Какими еще качествами должен обладать фотограф, помимо профессиональных навыков?
— Если бы вы задали этот вопрос какому-нибудь арт-директору или другой значимой фигуре в этой области, они бы, скорее всего, назвали навыки общения. Они имеют особое значение, если вы работаете на себя. Хотя повсюду сейчас смартфоны и множество других средств связи, а электрические импульсы каждую секунду передают миллиарды бит информации, и в России, и в Великобритании все еще встречаются студенты, испытывающие трудности в общении с кем-то, кроме друзей и родных. Это важнейший вопрос, касающийся будущего отрасли и трудоустройства наших выпускников, в частности. Поэтому мы уделяем большое внимание тому, как ученики общаются со сверстниками, как ведут деловые и публичные разговоры. Творческие люди обычно хорошо передают идеи своих клиентов, но, к сожалению, с трудом продвигают свои собственные. Также мы учим наших студентов полноценной деловой этике. Россия в этом плане сильно отличается от Великобритании, но мы работаем над тем, чтобы наши выпускники как можно больше отвечали потребностям клиентов, привыкших к европейской деловой этике. Уверенное и профессиональное общение с клиентом — в значительной степени залог успеха. Также наши ученики должны уметь ставить декорации, расписывать стены, готовить реквизит, находить моделей, монтировать видеоролики, заниматься стратегическим планированием, общаться, знать основы законодательства, которое на них распространяется, и управлять своим делом. Еще мы понимаем, что фотография стала частью виртуальной реальности. Фотографические изображения теперь все больше создаются с помощью компьютерных программ. Мы готовимся и к такому будущему, масштабному использованию трехмерных изображений, и обучаем студентов необходимым навыкам.
— Вы учите своих студентов сдержанности и аккуратности в фотографии или позволяете снимать столько, сколько они захотят?
— Цифровой век повлек за собой соответствующие проблемы. Производители цифровых «зеркалок» упоминают в рекламе своего товара такие достоинства, как скорость работы и возможность пересылать снимки в «облако». Но при создании множества снимков теряется первоначальная задумка. Конечно, удачный кадр может и получиться, но после просмотра сотен изображений на экране его запросто можно упустить. Скорость съемки важна в некоторых жанрах, например, в спортивной фотографии, однако фотографам прошлого удавалось делать потрясающие снимки и простыми камерами. Мы все же учим студентов умению задуматься, прежде чем нажать на кнопку спуска затвора.
Что еще важно в нашем образовательном процессе: в Великобритании существует ассоциация преподавателей фотографического искусства, и ее представители сходятся в одном мнении: образовательные программы должны основываться на работе в условиях фотолаборатории. Наша цель — не только научить студентов качественно проявлять снимки, но и использовать определенные технологии и инструменты, чтобы вывести талант фотографа на новый уровень. Большие навороченные пленочные фотоаппараты в большей степени, нежели «цифра» учат студента полагаться на свои знания о технике съемки. Расходные материалы для аналоговой техники стоят довольно дорого и это заставляет учеников задуматься, прежде чем нажать на кнопку. Они сначала проанализируют композицию, поправят освещение, выставят экспозицию и зададут себе вопрос: «Можно ли еще усовершенствовать кадр?».
© Антон Демидов
— Можете ли вы представить себе фотоснимок, который нравится абсолютно всем?
— Первой приходит в голову фотография Роберта Дуано «Поцелуй у здания муниципалитета», также известная как «Поцелуй у Отель-де-Виль», которую он сделал на улицах Парижа в 1950 году. В 1986 году снимок размножили в виде плаката, и он украсил собой стены многих гостиных. На этом снимке — целующаяся на улице влюбленная пара. С момента его публикации многие требовали компенсации, заявляя, что на нем изображены именно они. Ситуация достигла своего апогея в 1993-м, когда возмещения потребовала актриса, которая позировала специально для съемки. Суд отклонил ее иск, однако ей удалось заработать четверть миллиона долларов на аукционе за оригинальную версию снимка. Эта история иллюстрирует значимость изобразительного искусства в обществе. Тот снимок стал популярен в домах обычных людей, многие хотели ощутить себя его непосредственными участниками.
— В чем, по-вашему, заключается истина и красота фотографии?
— Однозначного ответа тут дать нельзя. Вкусы любого человека меняются с каждым днем, с каждой неделей, с каждым годом. На наше восприятие друг друга, изображений других людей, пейзажей или объектов влияют социальные, культурные, политические и эстетические аспекты. Мы стали иначе воспринимать ту фотографию с поцелуем, которую я приводил в пример, когда узнали, что это постановочный кадр, а не чудом схваченный романтический момент. Снимок больше не обладает прежним воздействием — «пунктумом», как называл это Ролан Барт. Сравнительно мало фотографий получили мировое признание и пронесли свою популярность сквозь года. Понятие красоты и ценности фотографии довольно относительны. Так, сразу три британских учреждения заплатили миллионы фунтов за один из вариантов скульптуры «Три грации» Антонио Кановы, которую я считаю довольно посредственной, но при этом ценю работы Родена, несмотря на его статус «поп-звезды».
— Как вы считаете, должен ли хороший фотограф вмешиваться в происходящее перед объективом?
— Мы начинаем наш курс с изучения объективности автора при создании изображений. Разумеется, в искусстве фотографии невозможно не повлиять на снимок и его восприятие с помощью композиции, перспективы и выбранных техник. Как только фотограф направляет камеру на объект, он совершает вмешательство. Иначе в чем же весь смысл? Антропологи при всем желании не смогли бы найти культуру, сформированную без вмешательства человека. Это невозможно. Это неоднозначная тема, в ней множество полутонов. Вы, конечно, не совершите вторжение на другую планету, если будете просто наблюдать ее в телескоп, но что если вы сделаете ее снимок? Вторжение произойдет в момент нажатия кнопки затвора. Намеренное вмешательство основывается прежде всего на морали и этике, которые зависят от эпохи и социальных условий. Что, например, происходит при съемке автопортрета? Фотограф сам становится объектом и вмешивается в процесс и как позирующий, и как определяющий положение в кадре. Очередной парадокс, возникший с развитием технологий.
© Антон Демидов
— Чью реальность отображают фотографии?
— Пожалуй, реальность как фотографа, так и зрителя, но это, в первую очередь, зависит от отношения человека. Единственная «правильная» трактовка реальности заключается в том, что объект находился в конкретное время в конкретном месте, но более там не находится. Реальность была и в ту же секунду ее не существует — остается только фиксация в виде чувств и толкований, которые основываются на собственном опыте, эмоциональной реакции на картинку. Это можно назвать визуальной ностальгией.
— Что дает профессия фотографа?
— Овладевая искусством фотографии, постигаешь множество знаний и навыков, которые пригождаются и в обычной жизни. Ученику нашей программы предстоит разобраться не только в истории фотографии, но и во влиянии политики, социума и культуры на общество и в том, как фотография с этим связана. Такой подход обеспечивает создание основательной базы разнообразных знаний, которая позволит нашим студентам работать во многих смежных отраслях. Я считаю образование в области фотоискусства одним из самых перспективных.
— Несет ли фотограф какую-либо ответственность за свою деятельность?
— Не более, чем любой другой человек, за исключением случаев, затрагивающих вопросы этики и законности, которые мы уже обсудили. Учитывая, какое влияние фотография оказывает на общество, удивительно, что до сих пор не существует ограничений на деятельность фотографов, как на деятельность архитекторов или врачей. Решение этого вопроса, пожалуй, стоит предоставить клиенту, который использует снимок, либо редакторам, которые тем или иным образом его обрабатывают.
— Изменился ли мир с тех пор, как фотография стала широко доступна?
— Фотография оказала на общество огромное влияние. Некоторые известные исторические снимки сыграли миротворческую роль и способствовали свершению правосудия в отношении тиранов. Документальная фотография позволила более объективно взглянуть на политические, социальные и другие конфликты. Еще фотография трансформирует наш способ взаимодействия с миром с помощью социальных сетей. Общество сразу взяло на вооружение идею обмена фотографиями и видеороликами, едва она возникла, что позволило людям больше узнать как о жизни знаменитостей, так и о рутине обывателей, то есть о том, что же это такое — быть человеком.
На основе материалов с сайта: theoryandpractice.ru